Система воспитания Антона Макаренко: из колонии несовершеннолетних в гении

0
211

Как перевоспитать ребенка по система Антона Макаренко
Разбалованный, хулиганистый, сложный ребенок… Можно ли его перевоспитать? или как из заключенных колонии для несовершеннолетних и разбалованных хулиганов воспитать ответственных, креативных и социальных гениев.

Гений украинской педагогики Антон Макаренко почти столетие назад утвердительно ответил на этот вопрос, положив начало уникальной системе воспитания.

От криминала к хайтеку

В 1988 году ЮНЕСКО назвала Макаренко одним из четырех выдающихся педагогов мира, поставив его в один ряд с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. И причины для того имелись вполне весомые.

Авторская методика воспитания, которую использовал Антон Семенович в 1920-х, действительно творила чудеса. Огромное количество подростков-беспризорников в те годы представляло собой мощнейшую социальную проблему: хулиганистые, непредсказуемые, опасные мальчишки практически не имели авторитетов и «тормозов».

Тем не менее Макаренко удалось совершить, на первый взгляд, невозможное: став директором колонии для несовершеннолетних, он сумел вырастить из подопечных самостоятельных, сильных, креативных людей. На базе его колонии-коммуны был создан завод по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД. Проблемные тинейджеры смогли освоить сложные технологии и наладили выпуск хайтек-продукции — представляете современную колонию для малолетних уголовников, которые производят, к примеру, смартфоны?

Да, воспитание в те времена было достаточно жутковатым. Учащийся перессорился со всеми, сбежал и погиб в лесу — что ж, не вписался в действительность. Однако в массе система Макаренко дала такие результаты, что ее до сих пор изучают и повторяют в самых продвинутых странах мира. Пройдемся по ключевым моментам воспитания.

Принцип № 1: неважно, кем ты был…

…важно, кто ты есть. Когда к Макаренко под конвоем доставляли очередного трудного подростка, педагог забирал новичка, но категорически отказывался принимать его личное дело. Каждому прибывшему доверяли, что называется, авансом. «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь, с чистого листа. И мы тебе верим», — так звучал известный макаренковский принцип знакомства с очередным «крепким орешком».

Современные психологи, кстати, такое отношение поддерживают. Человек зачастую транслирует в мир именно то, чего от него ждут, говорят они. Поэтому имеет смысл ждать хорошего.

Этот принцип — «важно, кто ты есть сейчас» — Макаренко распространял и на педагогов. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их.. но если вы блещете работой, знанием, удачей, то будьте спокойны: они на вашей стороне. И наоборот: как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не добьетесь от них, кроме презрения…» — писал педагог о взаимоотношениях с подопечными в своей «Книге для родителей».

Принцип № 2: воспитание коллективом

Подростка воспитывает не педагог; подростка воспитывает окружение — такой мысли придерживался Макаренко. Именно поэтому в основе его методики лежит влияние коллектива, где дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями. «Постоянное взаимодействие друг с другом, незаметно направляемое взрослыми, служит комфортной средой для развития полноценной личности», — убеждают и современные душеведы.

Макаренко принципиально не вмешивался в конфликты между детьми, подчеркивая, что эти вопросы группа должна решать самостоятельно. Но при этом он объединял ребят все новыми и новыми целями, достичь которые можно было лишь при условии совместной работы. Поэтому подростки волей-неволей были вынуждены притираться друг к другу, учитывать интересы соседей, идти на компромиссы и, как следствие, двигаться вперед в социальном развитии.

Такие приемы подготавливают ребенка к жизни в реальном мире, где он будет самостоятельно завоевывать свой статус.

Принцип № 3: даешь ответственность!

По большому счету, система воспитания Макаренко — демократия в чистом виде. Педагог и писатель полагал, что все важные решения должны проходить «обкатку» на всеобщем обсуждении и приниматься только коллективно. И если решение было принято, то никто не мог его отменить. Старший в группах, из которых состояла коммуна, выбирался на полгода и мог занимать пост единожды, а потому каждый подросток имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Макаренко считал, что это позволит вырастить волевых людей.

«Каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли рядового, и в роли командира», — был уверен великий воспитатель. В результате дети, побывавшие и «рядовыми», и «командирами», учились ориентироваться не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу («от меня зависит, как мы будем жить и добьемся ли мы своих целей или нет»).

Работы Макаренко очень популярны в Японии и считаются обязательными для руководителей предприятий. Практически все фирмы Страны восходящего солнца строятся по «лекалам» трудовых коммун знаменитого педагога.

Be Protected with UaProtection!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here