«Черная пятница»: как не поддаться ажиотажу и покупать по-умному

0
71

13 пар обуви — именно столько сапожек, кроссовок и туфель лежат в шкафу у каждого немца. Современная реклама заставляет покупать все больше одежды, продуктов и гаджетов, без которых вполне можно обойтись в повседневной жизни. Маркетологи придумывают новые уловки, чтобы покупатель вышел из магазина с набитыми пакетами, а взамен получил удовольствие от траты денег и владения новыми вещами. Распродажи в «черную пятницу» набирают популярность и в Германии. Каждый второй житель страны делает покупки в этот день — деньги тратят чаще всего на одежду, модные аксессуары, косметику, продукты питания. 

Ежегодно немцы избавляются от более 1 миллиона тонн одежды и выбрасывают 18 миллионов тонн еды. Для наглядности — каждую секунду на помойке оказываются 313 килограммов годных к употреблению продуктов. 40 процентов пищевых отходов приходятся на домашние хозяйства. 

Сегодня немцы покупают слишком много, а потом избавляются от ненужного и испорченного товара. Этой тенденции противостоят люди, которые пропагандируют осознанное потребление. Проповедники нового образа жизни призывают покупать только самое необходимое — то, без чего невозможно прожить. Перед походом в магазин они рекомендуют составлять список и строго его придерживаться.

«Ритуальное приношение себя шопингу спасает каждый раз, когда нам страшно, когда нам скучно, когда нам лень: «еще одни кроссовочки, и тогда начнется классная жизнь». Мы пытаемся вписаться в неписаные каноны красоты и желаем обладать вещами, которые нам на самом деле не нужны. В ежедневной гонке потребления мы теряем самих себя», — говорит студентка из Москвы Татьяна Орешкова, которая сейчас учится в берлинской Академии моды и дизайна на магистерской программе «Sustainability in Fashion and Creative Industries». Будущий специалист по устойчивому и экологичному развитию моды советует делать выбор в пользу винтажа, заботиться о своем гардеробе и осознанно подходить ко всему, что мы покупаем: «Дарите новую жизнь старым вещам — меняйтесь и отдавайте то, что не носите. Покупайте, чтобы помогать — инвестируйте в локальных дизайнеров и местные производства. Расслабьтесь — постарайтесь не сойти с ума от завышенных требований общества, не судите никого, в том числе и себя».

Не нужно — поделись

Изменить отношение к шопингу пытаются создатели многочисленных интернет-платформ для обмена одеждой, бытовой техникой и даже едой (фудшеринг — англ. foodsharing). Немецкая онлайн-сеть товаров секонд-хенд под названием Myonbelle обещает своим клиентам «бесконечный гардероб» за 39 евро в месяц. После регистрации на сайте и оплаты приходит коробка с двумя предметами одежды и украшениями. Не подошло по размеру или стилю — запакуй и передай другому, взамен придет новая посылка с вещами.

Таким образом можно заказать вечернее платье и аксессуары на один выход, а после переслать коробку другому человеку. За месяц подписчик получает бесконечное количество посылок, а самое главное — одежда, использованная один раз, не отправится на помойку. Похожий принцип у интернет-платформы Kilenda.

Концепция проекта Givebox намного проще: любой желающий может оставить ненужные вещи в специальных точках прямо на городских улицах. Главный принцип — «брать и отдавать». Возле контейнеров для одежды стоят небольшие деревянные примерочные, по бокам — полки с книгами и журналами, работающие по принципу буккроссинга (англ. bookcrossing).

Новые привычки шопинга

Осознанный шопинг — вопрос времени. Несколько лет назад институт маркетинговых исследований GfK опубликовал данные о популярности совместного потребления услуг и товаров (sharing economy) в Германии. В целом, среди опрошенных разных возрастных групп лишь девять процентов не понаслышке знают о сервисе обмена едой и одеждой. Чем моложе покупатели, тем активнее они пользуются услугами таких интернет-платформ: среди респондентов до 30 лет их около 17 процентов. Несмотря на различные привычки, опрошенные согласны с тем, что sharing economy — модель будущего.

По мнению представителя GfK Карстена Джона (Karsten John), покупатели готовы отдавать больше денег, но практиковать совершенно иное отношение к потреблению. «Несколько лет назад возрос интерес к качественным и аутентичным продуктам. Теперь вместо дешевых и многочисленных покупок мы придерживаемся осознанного подхода», — заявил Джон в интервью Zeit Online.

Портебление: путь к минимализму

Квартира Николь Фронинг (Nicol Froning) практически пуста — на полу лежит надувной матрас, в углу — велосипед и вешалка с одеждой. Это все, что нужно ей для полноценной жизни. На кухне — минимальный набор продуктов, в ванной нет косметики популярных марок. «Раньше мой шкаф ломился от ненужных вещей, на полках была одежда, которую я ни разу не надевала. Я очень любила шопинг и возвращалась домой с пакетами, наполненными непонятной одеждой. Несколько лет назад я поняла, что такие покупки больше не приносят удовлетворения», — делится Николь. Во время переезда девушка продала всю свою мебель, бытовую технику и другие ценные вещи.

Николь Фронинг

Николь Фронинг

С декабря 2008 года дипломированный агроном ведет аскетичный образ жизни и рассказывает обо всех нюансах в своем видеоблоге, у канала в YouTube сейчас свыше 65 тысяч подписчиков. У зрителей возникает много вопросов: чем заменить шампунь, как прожить без декоративной косметики и дезодоранта, где найти поношенную одежду, почему следует отказаться от рождественских подарков.

«Я несу ответственность за свое здоровье, поэтому питаюсь только растительной пищей, которую покупаю в обычном супермаркете или на ферме. Макияж наношу очень редко — моя кожа сияет здоровьем, волосы мою ржаной мукой и ополаскиваю яблочным уксусом с водой», — отвечает Николь. Вместо привычного шопинга — поход в магазин секонд-хенд или на блошиный рынок.

Конечно, это крайний случай осознанного потребления. Чтобы не набирать корзину ненужных вещей, эксперты советуют начать с малого — не заходить в супермаркет голодным и с плохим настроением, обращать внимание на срок годности товара и отдавать предпочтение качественным вещам, которые прослужат дольше.

Смотрите также:
Прочная и дешевая — тряпичная сумка для всех

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here