28 января: Международный день защиты персональных данных

0
228

Сегодня отмечается Международный день защиты персональных данных. Он учреждён в 2006 году для пропаганды приватности и лучших способов защиты данных, особенно в контексте социальных сетей.

До сих пор миллионы людей не знают, как их информация собирается, хранится и используется коммерческими компаниями. Они не знают, что российские провайдеры скоро начнут записывать весь трафик, а операторы сотовой связи — все разговоры абонентов, что единственной защитой является стойкая криптография, HTTPS и end-to-end шифрование.

Что нужно сделать сегодня?

Сегодня самый лучший день, чтобы:

Конечно, это далеко не полный перечень защитных мер. Главное — объяснить своим близким, что нужно вести себя осторожно в интернете. Ведь многие даже не понимают потенциальной опасности и легко дают согласие на сбор персональной информации.

Мы обязаны помочь этим людям. Хотя бы установить блокировщик рекламы. И рассказать, что даже тривиальные лайки позволяют злоумышленникам составить точный персональный профиль, в том числе сексуальные предпочтения человека, политические пристрастия и другие интересы, которые он хотел бы скрыть. Однажды попав к рекламодателям и правительству, личный профиль остаётся у них навсегда, подвергается автоматической обработке, используется для целевой рекламы и других манипуляций. К чему это может привести в будущем — никто не знает.

Человек фактически теряет контроль над своей жизнью: он уже не знает, где сам принимает решения, а где его подталкивают к «правильному» выбору, какие товары и услуги ему действительно нужны, а какие ему «впарили» путём анализа личного профиля.

В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ ТОРГОВЛЯ ДАННЫМИ НЕПРЕРЫВНО РАСШИРЯЛАСЬ. В 2014 ГОДУ PROPUBLICA ОПУБЛИКОВАЛА ОБШИРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ГРАЖДАНАХ, КОТОРУЮ КОМПАНИИ ПОКУПАЮТ И ПРОДАЮТ. ТОРГОВЛЯ ПРИВАТНЫМИ ДАННЫМИ НАСТОЛЬКО ПРОДВИНУТАЯ, ЧТО ИСТОРИИ КАЖУТСЯ ПОЧТИ ВЫМЫШЛЕННЫМИ. ПРОДАЮТСЯ СПИСКИ ЧИТАТЕЛЕЙ ЛЮБОВНЫХ РОМАНОВ. СПИСКИ ТЕХ, КТО ПОЖЕРТВОВАЛ МЕЖДУНАРОДНЫМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ. РАЗВЕДЁННЫХ. КРЕДИТНОЕ БЮРО EQUIFAX ПОЛУЧАЕТ ДАННЫЕ О ЗАРПЛАТЕ ОТ МНОГИХ КОМПАНИЙ В ОБМЕН НА УСЛУГИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗАНЯТОСТИ. И ТАК ДАЛЕЕ. ЕСЛИ ВАШ МОЗГ СПОСОБЕН ПРИДУМАТЬ КАКОЙ-ТО СПИСОК — ПОЧТИ НАВЕРНЯКА ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ ИСТОЧНИК ДАННЫХ, КОТОРЫЙ КТО-ТО ПРОДАЁТ И ПОКУПАЕТ.

КОРРЕЛЯЦИИ ТОЖЕ СТАЛИ БОЛЕЕ СЛОЖНЫМИ. ВЕНЧУРНЫЙ ИНВЕСТОР БЕНЕДИКТ ЭВАНС НЕДАВНО УБЕДИТЕЛЬНО ДОКАЗАЛ, ЧТО МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ В БУДУЩЕМ ТАК ЖЕ СИЛЬНО ПОВЛИЯТЬ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ, КАК И РЕЛЯЦИОННЫЕ БД В НАЧАЛЕ 1970-Х ГОДОВ. НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД СТРАННЫЕ СВЯЗИ НА САМОМ ДЕЛЕ ЯВЛЯЮТСЯ «ВЫБРОСАМИ», ПОТОМУ ЧТО ИМЕННО ИХ МЫ ЗАМЕЧАЕМ. КАК НАСЧЁТ ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО, ЧТО ОСТАЁТСЯ НЕЗАМЕЧЕННЫМ И СВЯЗЫВАЕТ ПОВЕДЕНИЕ СПОСОБАМИ, КОТОРЫЕ ЛЮДИ ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ? ЭТО СВЯЗИ, КОТОРЫЕ ОБЕЩАЕТ НАЙТИ МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ. — «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЭПОХУ НИГИЛИЗМА ПРИВАТНОСТИ», ЯН БОГОСТ

Человек покупает вещи, о существовании которых вчера не знал. Рекламодатели начинают моделироватьновые потребности людей и убеждать их в этом. В будущем машинная обработка личных профилей может развиться до такого уровня, что компании и правительства начнут предсказывать реакцию конкретной аудитории на каждое действие. Это прямой путь к манипуляции общественным мнением — и всё благодаря приватным данным, которые мы сейчас добровольно отдаём в открытый доступ.

МЫ ПОДОШЛИ К ТОМУ, ЧТО КОМПАНИИ ОБЛАДАЮТ ТАКИМ ОБЪЁМОМ ДАННЫХ, ЧТО УЖЕ НЕ МОГУТ ПРЕДСКАЗАТЬ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТАКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ. ПОЭТОМУ НЕРАЗУМНО И ДАЛЬШЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДЛОГА ПОЛАГАТЬСЯ НА «ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ», ПОСКОЛЬКУ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НЕ В СИЛАХ ПОНЯТЬ, К ЧЕМУ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ПРИВЕДЁТ ОТКАЗ ОТ КОНТРОЛЯ НАД МАЛЫМИ ИЛИ БОЛЬШИМИ ФРАГМЕНТАМИ ЕГО ДАННЫХ. — «ПОВТОРНАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЕБА. НА ЭТОТ РАЗ НАВСЕГДА», РУБЕН ВЕРБОРГ

Первоначально Data Protection Day (или Data Privacy Day, DPD) учредили в Евросоюзе в 2006 году. Дату приурочили к годовщине подписания Конвенции Совета Европы от 28 января 1981 года «О защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных». Она впервые определила международные обязательства по защите персональных данных и прав на неприкосновенность личной жизни.

Теперь проблема защиты персональных данных актуальна как никогда, так что DPD отмечается по всему миру. К настоящему времени более 50 стран подписали Конвенцию о защите персональных данных (Конвенция 108). Сейчас текст этого документа приводят в соответствие с существующими реалиями интернета.

С чего всё началось

Сбор персональных данных для использования в коммерческих целях — далеко не новая проблема, как пишет Ян Богост в процитированной выше статье «Добро пожаловать в эпоху нигилизма приватности». На самом деле термин «бизнес-аналитика» ввели ещё в 1865 году, в книге Ричарда Миллера Девенса «Энциклопедия коммерческих и деловых историй» (Cyclopaedia of Commercial and Business Anecdotes). С 17 века Девенс изучал, как купцам и банкирам извлекать выгоду из доступа к информации (о войне, конкурентах, погоде и так далее). Почти столетие спустя, в 1958 году, инженер IBM Ханс Петер Лун приспособил эту концепцию для информационной эпохи. К тому времени машины IBM облегчили бизнес-аналитику, но Лун определил наиболее трудноразрешимые проблемы: получение и хранение данных — только начало, их необходимо извлечь и проанализировать.

Наиболее существенный прогресс был достигнут в 1969 году, когда учёный-компьютерщик Эдгар Ф. Кодд, тоже из IBM, разработал новую парадигму хранения и обработки данных. «Реляционная модель» Кодда вскоре воплотилась в программных продуктах, известных как реляционные базы данных, которые с 1978 года продавались компанией IBM и другими. Реляционные БД позволяют легко выполнять запросы к большим и разнообразным наборам данных. Продажи можно проанализировать по регионам и поставщикам. Оценить конверсию для потенциальных клиентов. Отдельные действия конкретных клиентов можно объединить в шаблоны. И всё это делается быстро, с подключением самой свежей информации.

После этого почти все существенные корпоративные программы следующего десятилетия — о большинстве из которых простые люди никогда не задумывались и не видели — были построены на идее реляционных баз данных. Oracle продаёт своё популярное ПО с 1979 года. Эти продукты до сих пор актуальны. Софт для управления отношениями с клиентами отслеживает продажи и маркетинговую деятельность. C 1980-х годов компании используют эти системы для хранения информации, кто вы такой и чем занимаетесь.

Пришло время действовать

Долгое время эта информация была разбросана по разным хранилищам. Ваш банк или производитель вашего автомобиля могут знать, сколько у вас денег или какой автомобиль вы водите, но данные изолированы в отдельных системах в отдельных организациях. Но затем организации нашли способы сбора и рекомбинации информации всех видов. Cейчас данные скапливаются в нескольких централизованных хранилищах, так что ситуация приобретает угрожающий масштаб.

Что мы можем сделать? Как решить проблему с защитой персональных данных в условиях, когда цифровые технологии всё больше проникают в нашу жизнь? Может быть, абсолютная защита невозможна. Но в наших силах хотя бы понять проблему и минимизировать ущерб.

Сегодня хороший день, чтобы сделать несколько шагов в правильном направлении. Начать с того, чтобы установить блокировщик рекламы и изменить настройки приватности в социальных сетях. Это самое простое, что может сделать каждый.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

60 − = 58