Как шаблонное мышление мешает видеть возможности

0
102

А вот и он — шаблон

Шаблонное мышление и его виды Крутишься как белка в колесе, каждый день одно и то же, какой-то сплошной тупик… Знакомые слова и чувства? Что же на самом деле мешает нам вырваться из жизненных рамок и увидеть новые возможности?

Наш мозг — один из наиболее мощных «компьютеров» на Земле. Это знают практически все. Однако афоризм «горе от ума» появился не зря. Порой, чтобы обезопасить себя от переизбытка новой
информации, серое вещество старательно (и незаметно для нас) упрощает восприятие мира, сужая его до одной проторенной колеи.

Такой примитивизм психологи называют когнитивными искажениями. Благодаря им мы не путаемся в принятии решений, от которых зависит наша безопасность: если снег — значит, зима, может быть скользко и надо одеться потеплее; если из кустов шипит и оттуда уже не вернулись два соплеменника — значит, от зарослей надо держаться подальше; если…

Таким образом подсознание проводит экспресс-анализ окружающего мира и «отсекает» из информационного потока некие кажущиеся очевидными вещи, чтобы позволить сознанию сосредоточиться на чем-то более важном. Но иногда вместе с водой подсознание «выплескивает и ребенка»: вместо реального мира мы попадаем в мир шаблонов и, что называется, за деревьями леса не видим.

Представляю вам несколько распространенных когнитивных искажений, которые заставляют нас ошибаться и сужают круг жизненных возможностей.

Шаблон № 1: поиск логики там, где ее нет

Мы устроены так, что видим окружающий мир, как мозаику: один элемент, второй элемент… Чем быстрее этот пазл складывается в определенную картинку, тем нам проще — в понятном мире не так страшно жить. Между тем стремление найти узнаваемую логику может быть вредным. Разберемся с этим на примере конкретных шаблонов.

  • Антропоморфизм. Так называется любовь приписывать животным, группам людей или даже природным явлениям свойства человека. Приписав, мы начинаем думать, будто звери или толпы и правда могут вести себя как люди. Но ха! Если крикнуть: «Посмотрите, что вы натворили!» — безликая масса людей, одержимых какой-то идеей, не осознает содеянного, не устыдится и не остановится. Если решить, что поджатый хвост у волка — признак его страха и твоей победы, можно очень удивиться, в следующее мгновение обнаружив себя в крепких челюстях. «Не суди окружающих по себе», — призывают психологи.
  • Иллюзия кластеризации. Это заблуждение заставляет нас находить закономерности там, где их совершенно точно нет. «Я дважды надевал на собеседование этот свитер, и оба раза меня пригласили на работу. А на третью встречу я надел рубашку — и отказ! Значит, свитер счастливый!» — вот классический пример работы иллюзии кластеризации. Она плоха тем, что заставляет нас думать о рубашках и свитерах, а не о реальных собственных промахах или удачных ходах, которые, в общем-то, и предопределили исход события.
  • Иллюзорная корреляция. Этот шаблон — тоже про поиск несуществующих закономерностей, но чуть в ином ракурсе. Так, мы легко замечаем вещи, которые выделяются среди других, — например, цветные картины на белых стенах, красное яблоко среди зеленых, высокого человека среди низкорослых. Но это не все. Если мы фиксируем сразу две выдающиеся вещи, то стараемся отыскать между ними связь. И, что характерно, найдем, даже если на самом деле ее нет. Простой пример, как может навредить иллюзорная корреляция: выбирая между работой в одинаково популярных фирмах А и В, ты предпочтешь А, потому что в ней работает очень богатый человек Х, ездящий на машине твоей мечты. Анализировать фирмы по другим параметрам тебе будет уже не интересно.
  • Недооценка размера выборки. Этот стереотип говорит о том, что мы не умеем обращаться со статистикой. Анализ собранных данных хорошо работает в больших выборках и плохо — в маленьких. Но наш мозг отказывается это понимать и ожидает, что в частных случаях действуют те же принципы что и в общих. В результате молодой человек, которого девушки дважды бросали ради более обеспеченных парней, решает, что все женщины думают только о деньгах. А барышня, дважды столкнувшаяся с непорядочными мужчинами, начинает полагать, будто все мужики — сволочи. И все это — с понятными негативными последствиями для личной жизни.

Шаблон № 2: уверенность в неизменности

Мы склонны оценивать многие вещи с позиции настоящего времени: как будто все, что нам известно сейчас, было ясно и ранее, а в будущем ничего не поменяется. Проявляется это искажение в следующих моделях.

  • Действие результата. Люди оценивают решение не объективно, а по первому заметному результату, к которому оно привело. Например, Маша и Вася договорились ходить на фитнес, и Маша после первой же тренировки почувствовала себя энергичной и похудевшей, а Вася уронил на ногу гантель. Логично, что идею заняться спортом они оценят совершенно по-разному…
  • Эффект всезнайки. Это когда что-то происходит, а ты говоришь: «Я так и знал!» Хотя на самом деле предугадать случившееся стало возможным лишь в последний момент. Данный эффект приводит к тому, что ты «заранее знаешь», что, например, ничего не получится — и твой настрой приводит к реализации именно этого сценария.
  • Приукрашивание прошлого. «Подумаешь, со мной тоже такое случалось — и ничего, я выжил» — под этим девизом ты готов согласиться с некими плохими вещами и не будешь настаивать на их улучшении.
  • Переоценка ближайшего будущего. Нам кажется, будто определенное важное событие слишком сильно изменит нашу жизнь и вызовет шквал эмоций. Поэтому мы излишне нервничаем перед первым свиданием, экзаменом или собеседованием, на которое стоило бы прийти с ясной головой.

Be Protected with UaProtection!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here