Кто такие «когнитивные скряги» и почему ты один из них

0
151

Когнитивные скряги, или когда извилины жадничают

Когнитивные скряги - что это такое Все помнят ехидный вопросец: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Психологи, кажется, нашли на него ответ.

Да умный ты, умный. Даже слишком. И именно это зачастую заставляет твой мозг экономить ресурсы в тех ситуациях, которые кажутся ему совершенно элементарными.

Результат: ты — действительно умный, сообразительный, продвинутый! —
совершаешь глупейшие ошибки. Причем даже не осознавая того. Хочешь убедиться? Пройди несложный тест.

Немного про Аню

Вот простая задачка, которую любят использовать специализирующиеся на когнитивных (познавательных) функциях мозга психологи. Не заглядывай вперед, сосредоточься на ее условиях:

Вася смотрит на Аню, но Аня смотрит на Сергея. Вася женат, а Сергей — нет. Смотрит ли человек, связанный узами брака, на человека, таковыми не связанного?

 Варианты ответа:

  •  1 — да;
  •  2 — нет;
  •  3 — невозможно определить.

Эта задачка часто встречается в статьях о рациональном мышлении и свидетельствует о том, что большинство людей являются когнитивными скрягами — им (в смысле нам) просто лень включать мозг, ведь решение кажется очевидным. Ну правда же: мы не знаем, состоит ли в браке Аня, а значит, не можем однозначно ответить на поставленный вопрос — так рассуждают примерно 80% неглупых людей, выбирая вариант ответа 3.

Этот вариант выглядит разумным. И, в общем-то характеризует того, кто его выбрал, как вдумчивого, сомневающегося, далеко не самонадеянного субъекта: он отказывается давать однозначный ответ, поскольку четкое «да» или «нет»не выводится напрямую из условий задачи.

…Но весь цимес в том, что единственно правильный ответ есть. Просто большинство из нас отказывается обдумывать другие возможные варианты.

Итак: правда, что мы ничего не знаем о семейном положении Ани. Но мы можем делать предположения. Если она все-таки состоит в браке, то верным будет вариант 1 (замужняя Аня смотрит на неженатого Сергея). Если же она свободная девушка, то опять-таки верным окажется вариант 1 (женатый Вася смотрит на незамужнюю Аню). Следовательно, при любых условиях однозначный вариант 1 будет единственно правильным.

Как нас подводит опыт

Почему же умные люди ошибаются? Психологи называют это интеллектуальной скупостью: мы выбираем самое простое решение, потому что стремимся к экономии умственных ресурсов.

Этот феномен далеко не нов. Впервые понятие «когнитивного скряги» было упомянуто в 1984-м — в книге американских психологов Сьюзен Фиске и Шелли Тейлор «Социальное познание». Душеведы описывали распространенную стратегию познания, которая заключается к попытке свести новые знания к уже имеющемуся опыту. На пальцах это выглядит так: если человек по прошлому опыту в курсе, что, например, зеленый — значит, кислый, то он не прикоснется к неизвестному зеленому фрукту, потому что у него заранее сводит скулы. Хотя на самом деле фрукт при дегустации вполне может оказаться сладким.

В принципе, опираться на ту информацию, которая у нас уже есть, чаще всего верная стратегия: если зубастый тигр кусается, то от неизвестных животных с похожими клыками тоже надо держаться подальше — целее будешь. Согласитесь: очень способствует выживанию, правда? С другой стороны, эта стратегия мешает нам принимать во внимание дополнительные сведения, что приводит к досадным жизненным ошибкам и просчетам.

Волшебный пендель для мозга

По сути когнитивная скупость — общечеловеческая черта. Интеллектуальный скряга стремится тратить на размышления как можно меньше времени и энергии, а потому обычно не готов рассматривать ситуацию с разных точек зрения. Проявлять бережливость к своим энергетическим и интеллектуальным ресурсам научила нас эволюция.

Психологи убедительно доказали, что когнитивная жадность не зависит от ума и уровня развития: люди со степенью кандидата наук и коэффициентом IQ выше 120 могут быть такими же «скрягами», как и распоследние двоечники. Другое дело, что условные «кандидаты» знают об этой распространенной особенности человеческой психики , а потому регулярно дают мозгу волшебный пендель — чтобы тот не ленился и не склонялся к наиболее простым решениям.

Именно этого пенделя многим зачастую не хватает для того, чтобы поставить знак равенства между «я умный» и «я успешный».

Если человек выбирает только раскрученный бренд или ресторан, куда ходит больше людей, это он — когнитивный скряга.

ЧТОБЫ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Be Protected with UaProtection!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here